Александр Архипенко (Alexander Archipenko; 30 мая 1887 — 25 февраля 1964 гг.) — знаменитый украинский скульптор ХХ столетия, один из величайших мастеров кубизма. Александр Архипенко оригинальным образом использовал в своих работах пустоты и искусно смешивал разные жанры, а также создал немало произведений в стилях реализма и конструктивизма. Творчество художника высоко ценили современники, а в его биографии есть немало примечательных фактов.
Александр Архипенко большую часть жизни провел далеко за пределами Родины, покинув Украину еще очень молодым человеком. Он рано добился успехов в профессиональной карьере, много путешествовал по миру и воспитал целую плеяду талантливых учеников.
Новаторский стиль молодого скульптора пришелся по душе взыскательной парижской публике, Архипенко приобрел широкую известность в столице Франции и в 1912 году открыл собственную художественную школу. А вскоре после этого события мастер отправился в путешествие по Европе, посетил Италию, Чехословакию, Германию и Швецию, с большим успехом презентуя свои работы на арт-выставках и получая заслуженные награды от организаторов.
Александр Васильевич Куприн (Alexander Vasilievich Kuprin; родился 10 марта 1880 г. — умер 18 марта 1960 г.) — значимый русский и советский живописец первой половины XX века. Творчество Александра Куприна очень разноплановое: включает и картины в духе сезаннизма, и индустриальные пейзажи. Биография этого художника тесно связана с объединением «Бубновый валет», в выставках которого он участвовал с основания общества. Также Куприн был профессором ВХУТЕМАСа и членом Академии художеств СССР.
В Петербурге жизнь у молодого художника не сложилась: из-за северного климата он постоянно болел и в Академию поступить не смог. Через некоторое время он переехал в Москву. Сначала брал частные уроки у Константина Юона, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал Константин Коровин. Правда, занятия вскоре пришлось прервать из-за развившегося на фоне простуды туберкулеза. По рекомендации врачей художник на год переехал в Ялту, и с тех пор тема крымской природы осталась в его творчестве на всю жизнь.
В настоящее время многие произведения Александра Куприна хранятся в Третьяковской галерее, Русском Государственном музее и многочисленных региональных собраниях. Также его работы востребованы на аукционах. В 2014 году картина «Сумеречный пейзаж. Река Чурук-Су, Бахчисарай» была продана за 317 000 долларов. Перед этим работа «Тополя» ушла с молотка за 176 000 долларов.
Начало XX века — время перемен: рушились старые формы и законы, искусство из элитарного становилось массовым, женская поэзия впервые встала в один ряд с мужской. Этот эмансипированный переход в истории российской лирики, без сомнения, начался с имени Анны Андреевны Ахматовой, которая, кстати, очень не любила, когда её называли «поэтессой», и предпочитала зваться только поэтом!
А. А. Ахматова творила в рамках такого направления, как акмеизм, связь с философией которого не отрицала даже в поздний период творчества. Её главный источник вдохновения — вещный, конкретный мир.
Продолжая классические традиции, Анна Ахматова создала собственный поэтический мир и свою неповторимую систему образов и художественных деталей. В лирике Ахматовой талантливо переплетены сюжетность, простота, лаконичность, глубокий психологизм, интимность, афористичность, эпический размах, художественные говорящие детали. Больше о художественных особенностях её лирики можно прочесть здесь.
Отличительная черта поэзии Ахматовой — сюжетность. Отдельные её стихи складываются в стихотворную повесть или даже роман. «Можно сказать, что в её стихах приютились элементы новеллы или романа, оставшиеся без употребления в эпоху расцвета символической лирики», — писал исследователь русской поэзии Б. М. Эйхенбаум.
Однако роман этот всё-таки лирический, поэтому центральное место занимает какая-либо представленная крупным планом художественная деталь.
Анна Ахматова была дважды номинирована на Нобелевскую премию по литературе, но так и не получила её.
Современники называли Александра Скрябина композитором-философом. Он первым в мире придумал концепцию свето-цвето-звука: визуализировал мелодию с помощью цвета. В последние годы жизни композитор мечтал воплотить в жизнь необыкновенное действо из всех видов искусств — музыки, танца, пения, архитектуры, живописи. Так называемая «Мистерия» должна была начать отсчет времени нового идеального мира. Но Александр Скрябин так и не успел осуществить свою идею. Скрябина все более захватывала идея будущей «Мистерии». Ее контуры композитор выстраивал более 10 лет. Мистерию оркестра, света, аромата, красок, движущейся архитектуры, стихов и хора в 7000 голосов он планировал представить в храме на берегу Ганга. По задумке Скрябина, произведение должно было объединить все человечество, подарить людям чувство великого братства и начать отсчет времени для обновленного мира.
Поставить «Мистерию» композитору так и не удалось. Скрябину приходилось давать концерты, чтобы зарабатывать на жизнь. Он объехал многие города России, не раз выступал за границей. В начале Первой мировой войны.
Скрябин давал благотворительные концерты в помощь Красному Кресту и семьям, пострадавшим от войны.
Алексей Георгиевич Сотников
Алексей Георгиевич Сотников родился в Кубанской станице в семье казака. Отец умер рано, семья жила бедно, игрушек в детстве не было. Алексей Сотников вспоминал, что после дождя в станице все дети лепили игрушки из кубанского жирного чернозема.
В то время казачество презирало школы. Казак должен был трудиться на земле и нести царскую службу. Но отец Сотникова считал по-другому и отдал сына обучаться грамоте у заезжего псаломщика, затем мальчик три года учился в начальной казачьей школе, два года - в высшем начальном училище.
Свое понимание современной скульптурной формы Сотников построил на добром отношении к миру и природе как основе всего сущего. В образах своих белых птиц он чуткими руками уловил ритмы, звуки нашего времени. От его работ веет всем живым, что кругом произрастает, дышит, плавает и летает. И это чувство к природе, как к чему-то материнскому, стало ведущим в творчестве Сотникова. Он принадлежит к тем мастерам 20 века, которые своеобразным путем сумели развить принципы большого реалистического и гуманистического искусства.