Родился в Петербурге в семье военного инженера Василия Петровича Лотарева (1860—1904). По материнской линии являлся троюродным братом русской революционерки и советского государственного деятеля А. М. Коллонтай (урождённая Домонтович), а также приходился дальним родственником историку Н. М. Карамзину, поэту А. А. Фету. Первые 9 лет провёл в Петербурге. После разрыва родителей жил у тетки и дяди в их имении в Новгородской губернии. Закончив четыре класса Череповецкого реального училища, в 1904 году уехал с отцом на Дальний Восток. Затем вернулся назад в Петербург, к матери. Первые публикации появились в 1904 году (за свой счет), в дальнейшем на протяжении девяти лет Северянин издавал тонкие брошюры со стихами, приносившие долгое время лишь скандальную известность (например, растиражированный возмущённый отзыв Льва Толстого на одно из его стихотворений в начале 1910 года). Из поэтов старшего поколения поначалу обратил внимание на молодого Северянина лишь Константин Фофанов (впоследствии его и Мирру Лохвицкую Северянин объявил учителями и предтечами эгофутуризма). На пике популярности Успех пришёл к поэту после выхода сборника «Громокипящий кубок» (1913, предисловие к которому было написано Ф. Сологубом). В течение 1913—1914 гг. Северянин выступал со многими вечерами («поэзоконцертами») в Москве и Петербурге, встречая огромную популярность у публики и сочувственные отзывы критиков разной ориентации, в том числе критиков, скептически относившихся к футуризму. Для его лирики характерна смелая для тогдашнего вкуса (до грани пародийности) эстетизация образов салона, современного города («аэропланы», «шоффэры») и игра в романтический индивидуализм и «эгоизм» , условные романтически-сказочные образы. Стих Северянина музыкален (во многом он продолжает традиции Бальмонта), поэт часто использует длинные строки, твёрдые формы (некоторые изобретены им самим), аллитерацию, диссонансные рифмы. Северянин был основателем литературного движения эгофутуризма (начало 1912), однако, поссорившись с претендовавшим на главенство в движении Константином Олимповым (сыном Фофанова), осенью 1912 года покинул «академию Эго-поэзии» (о выходе из движения объявил знаменитой «поэзой», начинающейся словами «Я, гений Игорь-Северянин…»). Впоследствии ездил в турне по России в 1914 г. с кубофутуристами (Маяковским, Кручёных, Хлебниковым). Вышедшие после «Громокипящего кубка» сборники 1914—1915 гг. («Victoria regia», «Златолира», «Ананасы в шампанском») воспринимались критикой более прохладно, чем «Кубок»: Северянин включал в них в большом количестве ранние, незрелые «поэзы», а новые тексты из этих книг во многом эксплуатировали образность «Кубка», не добавляя ничего нового. В 1915—1917 гг. Северянин поддерживал (совместные выступления, турне, сборники) ряд молодых авторов, большинство из которых никакого следа в литературе не оставили; самым заметным учеником Северянина этого периода был Георгий Шенгели, который сохранил признательность учителю и после смерти Северянина посвятил его памяти несколько стихотворений. Поэтика Северянина этого периода оказала также определённое влияние на раннее творчество таких известных поэтов, как Георгий Иванов, Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, впоследствии примкнувших к другим направлениям. Северянин был избран публикой «Королём поэтов» на выступлении в московском Политехническом музее в 1918 г. В эмиграции в Эстонии (1918—1941) Из тридцати восьми лет литературной деятельности Северянин почти двадцать четыре года прожил в Эстонии, куда переехал в 1918 г. В 1921 г женился на эстонке Фелиссе Круут (единственный его зарегистрированный брак). Ездил в дальнейшем с выступлениями во Францию и в Югославию. Поздняя лирика Северянина во многом отходит от его стиля 1910-х годов. Самые заметные его произведения этого периода — несколько получивших большую известность стихотворений («Соловьи монастырского сада», «Классические розы»), автобиографические романы в стихах «Колокола собора чувств», «Роса оранжевого часа», «Падучая стремнина» и сборник сонетов «Медальоны» (портреты писателей, художников, композиторов, как классиков, так и современников Северянина). Переводил стихотворения А. Мицкевича, П. Верлена, Ш. Бодлера, эстонских и югославских поэтов. Ни один другой русский поэт не отразил столь широко в своих стихах природу и жизнь Эстонии, как Игорь Северянин. Он же стал крупнейшим переводчиком эстонской поэзии на русский язык. Среди эстонских поэтов, чьи произведения Северянин перевёл на русский язык, — Хенрик Виснапуу, Мария Ундер, Алексис Раннит, Фридрих Рейнхольд Крейцвальд, Фридрих Кульбарс, Лидия Койдула, Юхан Лийв, Густав Суйтс, Фридеберт Туглас, Иоганнес Барбарус и Иоганнес Семпер. После присоединения Эстонии к Советскому Союзу в 1940 году возобновил творческую активность, пытаясь публиковаться в советской печати. Умер в оккупированном немцами Таллине от сердечного приступа, в присутствии Валерии, младшей сестры, своей гражданской жены Веры Борисовны Коренди (девичья фамилия — Запольская, Коренди — эстонизированная фамилия её первого мужа Коренова). Похоронен на Александро-Невском кладбище в Таллине.
Личность Игоря Стравинского – русского композитора, дирижёра и пианиста – поистине уникальна в музыкальном пространстве 20 века. Его творчество, вобравшее в себя практически все ведущие направления и стили своей эпохи, по силе воздействия, масштабу и значению для современников и потомков сравнивают с творчеством Пикассо в живописи.
17 июня 1882 года, 141 год назад, родился русский композитор, дирижер, пианист Игорь Фёдорович Стравинский.
Игорь Фёдорович родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме близ Петербурга. С творческой средой он был знаком с ранних лет: его отец – прославленный певец Мариинского театра.
Юношей он уже принадлежал к высшим кругам Петербургской художественной интеллигенции и сблизился с Сергеем Павловичем Дягилевым. Позднее, благодаря Дягилеву и Дебюсси, он быстро вошел в сферы аристократической элиты Парижа.
Первое крупное сочинение Стравинского, фортепианная соната, датируется 1904 годом. А слава пришла к нему вместе с показом «Жар-птицы» в Париже в 1910 году и закрепилась спустя три года скандальной премьерой «Весны священной». После парижской премьеры «Жар-птицы» Стравинский сблизился с Дебюсси. Они были дружны в течение девяти лет, до самой смерти француза.
Второй период творчества композитора приходится на годы после Первой мировой войны, когда он постоянно жил в Париже и в 1934 году принял французское гражданство. С новым окружением его объединяло как духовное, так и творческое родство. Так он стал блестящим представителем международного авангарда в музыке.
Для балетного театра композитор написал восемь оркестровых партитур: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Аполлон Мусагет», «Поцелуй феи», «Игра в карты», «Орфей», «Агон». Переломный момент в творчестве композитора обозначает «Пульчинелла» – балет с пением (1919-1920), после которого было создано еще два подобных произведения – «Байка» и «Свадебка».
Затяжной кризис начался у композитора в 1930-х годах. В 1938–1939 годах он похоронит жену, мать, дочь, и над ним самим нависнет смертельная опасность (острая вспышка туберкулеза, от той же болезни умерли жена и дочь). Эмигрирует в Америку, так до конца жизни и не привыкнув к ее культурным контекстам.
Три произведения являются главными в творчестве Стравинского последнего пятнадцатилетия его жизни. Это «Священное песнопение» (1955-1956), «Плач пророка Иеремии» (1957-1958), «Заупокойные песнопения» (1965-1966).
Высшее достижение Стравинского – Реквием («Заупокойные песнопения»). Он создал его в 84 года, и это произведение отличается истинными художественными прозрениями. Но в 1969 году здоровье его резко ухудшилось.
Скончался великий композитор, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры 20 века, Игорь Фёдорович Стравинский 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке, был похоронен в Венеции на кладбище Сан-Микеле.
Родилась в 1905 году. Отец — Каган-Шабшай, Яков Фабианович (1877—1939) — инженер-электротехник, профессор, коллекционер еврейской живописи.
Окончила Московский государственный техникум имени Луначарского (впоследствии — ГИТИС), Хореографическое отделение техникума имени Луначарского в 1927 году. После этого её приняли в еврейский театр «Фрайкунст», работая в котором она решила возродить еврейский балет и пантомиму. За финансовой поддержкой Вера обратилась к своему отцу, Якову Каган-Шабшаю. А за содействием в прокате программы — к Михаилу Гнесину, председателю Общества еврейской музыки.
Над костюмами и сценографией её спектаклей работали известнейшие художники, музыку писали такие композиторы, как Михаил Гнесин, Александр Крейн, Юлий Энгель (музыкальный критик и сочинитель), — все предприятие субсидировал Яков Фабианович Каган-Шабшай.
Но время, отведенное для жизни еврейского балета и пантомимы в советском обществе, оказалось очень коротким. В 1935 году Советская власть провела очередную «инвентаризацию», которую назвала «Смотром искусства танца». Труппа Веры Шабшай была подвергнута убийственной критике. Шабшай понимала, что никогда больше не поставит еврейский балет, не выйдет на сцену как исполнительница еврейских танцев. Последний вечер еврейского балета в Москве состоялся в школе сценического танца ЦПКиО имени Горького 17 апреля 1935 года. Там в прощальной речи Вера Шабшай подвела итоги своей работы.
Последней её крупной работой была постановка балетной части «Кащея Бессмертного» — спектакля на музыку Римского-Корсакова, премьера которого состоялась 1 августа 1936 года на «Острове танца» в Москве (был такой остров на Голицынских прудах). Оперную часть «Кащея» поставил Е. Яворский. Дальнейшая жизнь Веры Шабшай — это борьба за элементарное выживание: она вела кружки́, помогала художественной самодеятельности. Под конец жизни дело воссоздания еврейского танца, как эстафетную палочку, подхватила её дочь Наталья.
В годы репрессий Шабшай была арестована. Но просидела в Бутырке всего неделю.
Умерла в 1988 году.
Артист балета, балетмейстер, хореограф.
Заслуженный артист Белорусской ССР (1940).
Заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954).
Родился в семье артистов Большого театра. Когда Касьяну исполнилось восемь лет, мать определила его в Московское хореографическое училище Большого театра. В 1906 году он был переведен в Петербургское хореографическое училище, которое oкончил в 1909 году.
Изучал английский, французский, польский и персидский языки, обучался в школе живописи художника Леблана, в скульптурной мастерской В.М.Попова, занимался прикладными искусствами и посещал драматические и режиссёрские курсы в московской филармонии.
В 1909 году был принят в труппу Мариинского театра, но был переведён в труппу Большого театра, где и служил артистом до октября 1918 года.
В 1916 году начинающий балетмейстер был приглашён руководителем театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиевым. Изящные танцевальные миниатюры Голейзовского очаровали зрителей, и для него открылись двери многих московских театров миниатюр.
В том же 1916 году организовал собственную студию «Московский Камерный балет», которая в разные годы меняла название.
С 1923 по 1930 год поставил много балетных миниатюр. С 1953 по 1968 годы Касьян Ярославич Голейзовский на сцене Большого поставил спектакли, которые навсегда останутся в истории балета.
Был постановщиком танцев в фильмах "Марионетки" (1933), "Цирк" (1936), "Весна" (1947).
Жена - балерина Вера Петровна Васильева (1909-2009).
Константи́н Ариста́рхович Большако́в (14 (26) мая 1895, Москва — 21 апреля 1938, расстрелян) — русский поэт, прозаик. Родился в 1895 году в Москве в семье аптекаря (по другим данным — управляющего) Старо-Екатерининской больницы (сейчас — Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М. Ф. Владимирского). Стихи начал писать, когда ему было 14 или 15 лет. Примерно тогда же познакомился с русским поэтом Валерием Брюсовым. В 1911 году в Москве вышел сборник стихов и прозы К. Большакова «Мозаика», вызвавший сдержанный отзыв Н. Гумилёва. В книге явственно чувствовалось влияние Константина Бальмонта. Часто этот сборник считается первой книгой Большакова (еще гимназиста), но есть также точка зрения, согласно которой «Мозаика» принадлежит его однофамильцу. В 1913 году, окончив 7-ю московскую гимназию, Константин Большаков поступил на юридический факультет Московского университета. В 1914 году поэт бросил университет и поступил в Николаевское кавалерийское училище. Окончив его, корнет Большаков оказался в действующей армии. Во время военной службы, длившейся семь лет, поэт лишь иногда печатал свои произведения в некоторых газетах и поэтических сборниках. С 1918 года Большаков воевал в Красной Армии, в конце Гражданской войны был военным комендантом Севастополя. После демобилизации в 1922 году Большаков оставил поэзию. В дальнейшем он периодически возвращался к литературной работе как прозаик, создав несколько повестей и романов. Среди них исторический роман «Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова» (издан в 1929 году) и автобиографический роман «Маршал сто пятого дня», в котором воспроизведены некоторые эпизоды литературной жизни Большакова (издана только первая книга романа). Константин Большаков входил в Союз советских писателей. 15 (или 17) сентября 1936 года Большаков был арестован. Спустя полтора года года, 21 апреля 1938 года, его вместе с группой писателей и поэтов (среди них был Борис Пильняк) расстреляли. В 1956 году Большаков был реабилитирован. 10 декабря 1956 года его посмертно восстановили в Союзе писателей СССР. Творчество. Первую книгу стихов и прозы «Мозаика» Константин Большаков издал в Москве в 1911 году. Ему тогда не было ещё и 16 лет. В книгу вошли юношеские литературные опыты автора, относящиеся к периоду 1904—1910 годов, когда Большаков учился в 7-й московской гимназии. Художественное оформление «Мозаики» осуществил известный график Дмитрий Моор. Стихи первого сборника Большакова в значительной степени носили подражательный характер. В них явно чувствовалось влияние Константина Бальмонта. И всё же стихи начинающего поэта вызвали тёплый отклик взыскательного Николая Гумилёва. Не позже сентября 1913 года Большаков издал небольшую поэму «Le futur» (с иллюстрациями Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой), которая была конфискована. В том же году в издательстве «Мезонин поэзии» был напечатан сборник стихов поэта «Сердце в перчатке» (название книги автор заимствовал у французского поэта Жюля Лафорга). С 1914 года Большаков последовательно примыкал к большинству футуристических группировок, участвовал в их мероприятиях. Он печатался в журналах («Новый журнал для всех», «Новый сатирикон», «Мир женщины») и альманахах. Большаков разрывался между эгофутуризмом и кубофутуризмом, но постепенно выбрал последнее. В 1913—1916 годах он регулярно печатался в различных кубофутуристических альманахах — «Дохлая луна», «Весеннее контрагентство муз», «Московские мастера», а также в изданиях «Центрифуги» («Пета», «Второй сборник Центрифуги»). Большаков стал заметной фигурой русского футуризма. В 1916 году вышло сразу три сборника поэта: «Поэма событий», «Королева мод» и «Солнце на излёте». В 1927 году Большаков издал два сборника повестей и рассказов о советской жизни, о событиях Гражданской войны, участником которой он был. Это «Судьба случайностей» и «Путь прокаженных». Последняя книга была издана «Московским товариществом писателей». В том же 1927 году московское издательство «Никитинские субботники» напечатало роман Большакова «Сгоночь». В 1928 году в Москве начало выходить собрание сочинений Большакова (издание осталось незавершённым, вышли только второй, третий и четвёртый тома). К концу 1928 года писатель закончил исторический роман «Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова». В начале 1929 года книга вышла в Харькове в издательстве «Пролетарий». Роман, получивший широкое признание читателей, неоднократно переиздавался ещё при жизни автора. В течение нескольких следующих лет писатель работал над романом «Маршал сто пятого дня», в который включил некоторые автобиографические элементы. Большаков имел намерение выпустить роман в трёх книгах. Первая — «Построение фаланги» — была опубликована Гослитиздатом в 1936 году. Рукопись второй части романа была изъята при аресте писателя и пропала в подвалах Лубянки. К работе над третьей книгой Большаков не успел приступить. В 1961 году, в пору «оттепели», вышла книга К. Большакова «Повести и рассказы». В 2008 году в издательстве «Совпадение» переиздана книга Константина Большакова «Маршал сто пятого дня. Часть 1. Построение фаланги».