Владимир Робертович Гольцшмидт - российский и советский атлет, лектор, киноактёр, поэт. Был введён своим пермским земляком и другом Василием Каменским в одну из ведущих групп русского футуризма с Давидом Бурлюком, Владимиром Маяковским, Велимиром Хлебниковым.
«Второстепенный, но колоритный персонаж русского футуризма» (В.Ф.Марков. История русского футуризма. СПб., 2000. С.279), по собственному определению – «футурист жизни».
Концепция «футуризма жизни» Владимира Гольцшмидта была эклектична и включала в себя несколько популярных в начале XX века идей. Основной из них была система естественного оздоровления организма датского пропагандиста лечебной гимнастики Йоганнеса Петера Мюллера. Тезисы Гольцшмидта иногда буквально повторяют положения Мюллера о правильном дыхании, лечебной роли солнечных лучей, обнажении тела на открытом воздухе и т. д. Вторая составляющая концепции Гольцшмидта — комплекс идей, связанных с учением индийских йогов. Гольцшмидт пользовался по большей части многократно издававшимися в России книгами известного под псевдонимом йог Рамачарака Уильяма Уокера Аткинсона. На них и на книги схожей тематики, публиковавшиеся издательством Алексея Суворина, Гольцшмидт ссылался в своих лекциях.
Значительную часть жизни провёл в гастролях по Российской империи и СССР с аналогичными лекциями. Отличался авантюрным складом личности, доходившим до аферизма. Эклектичная концепция «футуризма жизни» Гольцшмидта с элементами здорового образа жизни и йоги была маргинальной и не имела прямых последователей.
Владимир Васильевич Лебедев — советский и российский востоковед-филолог, референт-переводчик. Специалист в области арабского языка и литературы. Кандидат наук, доцент. Владимир Лебедев учился в московской школе № 204. Окончил в 1969 году МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт восточных языков (Институт стран Азии и Африки), кафедра арабской филологии. С 1969 года работал преподавателем, старшим преподавателем, доцентом на кафедре арабской филологии Института восточных языков (ныне ИСАА) МГУ им. М. В. Ломоносова. Сфера научных интересов: исследование структуры и функционирования литературного арабского языка; сравнительное изучение грамматики русского и арабского языков, методика обучения арабскому языку как иностранному; изучение функционирования арабского языка как языка религии ислама, арабо-мусульманской культуры; изучение функционирования арабского языка как языка христианской религии арабов и арабо-христианской культуры; практика синхронного перевода. В 1980 году защитил диссертацию кандидата филолгических наук на тему «Отрицание в арабском литературном языке». В 1987 году получил учёное звание доцент. Вёл занятия по арабскому языку в Московском лингвистическом университете, Российском государственном гуманитарном университете, ИСАА МГУ, Московском исламском университете.
21.VI (3.VII). 1895, Петербург - 9.VII. 1918, Петроград] - поэт. Учился в гимназии. Организовал рев. кружок среди учащейся молодежи, был привлечен к суду и сослан в Сибирь. С 1914 жил в Иркутске, где развернул энергичную журн.-лит. деятельность. Один из организаторов иркутского ж. «Багульник». После Февральской революции 1917 вернулся в Петроград, не прерывая связей с Сибирью. Публ. в ж. «Багульник», «Сиб. записки», «Современный мир», в сб. «Иркутские вечера». Автор кн. «Цветы на свалке» (1915), «Деревянный крест» (1917), изд. в Петрограде и Иркутске.
Как поэт П. рос стремительно. Если его первая кн. - откровенно декадентская, и все принципы поэтики и эстетики эгофутуризма в ней обнажены, доведены подчас до абсурда, то в следующем сб., вышедшем всего через два года, переболевший эгофутуризмом П. отказывается от всякого манерничания и выходит на путь самостоятельного самобытного творчества. Во весь голос в его поэзии начинают звучать социальные мотивы. Тема многострадальной родины и сыновнего долга перед ней становится в новой кн. одной из ведущих. Поэзия П. стала заметным явлением в культ. и лит. жизни Сибири в самый канун революции 1917.
Родился в семье научного работника. Стихи начал писать еще в школе, тогда же серьезно занимался живописью, скульптурой, что, несомненно, сказалось на формировании его поэтического мироощущения и стиля. В 1957 окончил Московский архитектурный институт. Первые его стихи были напечатаны в 1958 в «Литературной газете» и сборнике «День русской поэзии». Уже первые публикации обратили внимание критики на талантливого поэта, со свежим голосом, энергичными интонациями и ритмикой, неожиданной образностью и звукописью. В 1960 в Москве и Владимире параллельно вышли книги «Парабола» и «Мозаика». Они были неоднозначно восприняты поэтами и критиками. Так, упреки в формализме вызвало одно из ключевых для этого периода стихотворений — «Гойя» (1957). Сквозная пронизанность созвучьями, внутренними рифмами отчетливо ощутима в программной для поэта «Параболической балладе» (1958): «Судьба, как ракета, летит по параболе / обычно — во мраке и реже — по радуге»; «Идут к своим правдам, по-разному храбро, / червяк — через щель, человек — по параболе». Уже в этих относительно ранних стихах проявилось своеобразие поэтической манеры Вознесенского — острота видения мира в его сложности и трагических противоречиях, в стремительном движении, «в образных сгустках» (Е.А. Евтушенко), сила лирического чувства, экспрессивно-романтический характер образов, метафор, ассоциаций, а также сжатость и динамизм языка, лексическая и интонационная широта, свобода и разнообразие ритмов, богатая инструментовка стиха. В его творчестве заметно влияние поэтики Б.Л. Пастернака и В.В. Маяковского, В.В. Хлебникова и М.И. Цветаевой, других поэтов Серебряного века, ряда художников и архитекторов 20 века. Видными вехами эволюции поэта-шестидесятника стали поэмы «Мастера» (1957), «40 лирических отступлений из поэмы Треугольная груша» (1962) и «Оза» (1964). В «Мастерах» Вознесенский ставит важнейшие для себя в это время вопросы творчества и решает их на материале художественной интерпретации одного из периодов русской истории — времени строительства народными умельцами храма Покрова на Нерли. В книге «40 лирических отступлений...», обратившись к современной жизни Америки, России, планеты и выражая свое понимание задач искусства, взгляды на поэзию, он еще более настойчиво и последовательно отдает приоритет метафоре, ассоциациям, звуку. Так, в «Архитектурном» отступлении — «Ночной аэропорт в Нью-Йорке» развертывается цепочка метафор и сравнений из самых разных сфер бытия, сознания, воображения. Аэропорт предстает как «Автопортрет мой, реторта неона, апостол небесных ворот», «небо, приваренное к земле»... В последующие годы вышли книги «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Тень звука» (1969), «Взгляд» (1972), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976). В разнообразных стихах и поэмах отражались сложные современные проблемы и конфликты. Тяга к емкости и содержательности образной мысли и чувства, облеченных в классически ясную поэтическую форму (например, в элегии «Кромка», 1970), нередко сочеталась с ориентацией на формальный поиск, синтаксическую и метафорическую усложненность стиха.
Георгий Николаевич Оболдуев — русский поэт, писатель, переводчик. Был близок к поэтам-конструктивистам, один из создателей «Союза приблизительно равных». Подвергся репрессиям. Участник Гражданкой и Великой Отечественной войн. Автор незаконченного романа в стихах, поэмы, оперных либретто. При жизни не издавался. Георгий Оболдуев родился в семье предводителя дворянства города Коврова. Рос в Москве и в имении Дорки близ г.Шуи. С раннего детства тонко чувствовал музыку и позже замечательно играл на фортепьяно. Стихи начал писать с 14-ти лет. Окончил музыкальное училище по специальности концертмейстер и дирижёр. В 1916 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. С 1918 года служил в РККА в культурно-просветительных отделах. После демобилизации учился в Высшем литературно-художественном институте В. Брюсова (ВЛХИ), который окончил в 1924 году. Наиболее ранние сохранившиеся стихотворения датированы началом 1920-х гг. Посещал литературные «Никитинские субботники», был близок к группе поэтов-конструктивистов, а в 1929 г. вместе с И. Аксёновым, И. Пулькиным создал «Союз приблизительно равных», который историки ставят в один ряд с ОБЭРИУ. В журнале «Новый мир» за 1929 год, № 10 было опубликовано одно его прижизненное оригинальное стихотворение «Скачет босой жеребец». В дальнейшем любые публикации поэта были невозможны из-за его острокритического взгляда на советскую действительность. В 1932 г. за чтение стихов Цветаевой и передачу их друзьям Оболдуев был арестован и осуждён «за контрреволюционную пропаганду». Наказание отбывал на строительстве Беломорканала вплоть до 1939 года. Затем Георгий Оболдуев жил в ссылке за 101-м километром в Малоярославеце, Александрове и Куйбышеве. В 1943 году был мобилизован, воевал во фронтовой разведке. С 1945 года жил в Москве и в Голицыно. В 1940-1950-х гг. работал в детской литературе, писал оперные либретто. Для заработка занимался переводами, среди которых поэма Адама Мицкевича «Гражина» и главы «Всеобщей песни» Пабло Неруды. Предлагал в журналы приемлемые для цензуры стихи и поэму «Я видел», но напечатаны они не были. Лишь с с конца 1960-х годов начали появляться публикации поэта в альманахах. Первый сборник стихов вышел в Мюнхене. Книга «Устойчивое неравновесье», подготовленная А. Н. Терезиным (псевдоним Геннадия Айги), вышла впервые в Германии в 1979 году. Затем в 1991 в издательстве «Советский писатель» был выпущен одноименный сборник, куда вошли две первые песни романа в стихах «Я видел». Полностью роман не опубликован и по сей день. Георгий Оболдуев был женат на поэтессе и переводчица Елене Благининой, которой в 1970-х гг. удалось опубликовать несколько его стихотворений, затем вышли ее мемуары.